testore.me

интересные новости

Проблемы в Лондоне на Sotheby's. Многие лоты с русскими корнями не были проданы, другие сняли с торгов




Июньские «русские торги» в Лондоне прошли на фоне международного скандала вокруг работы Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» и новостей о неудавшейся продаже большинства главных лотов.

Официальный представитель МВД России Елена Алексеева, в свою очередь, прокомментировала этот факт, заявив, что «по общему решению всех заинтересованных сторон было принято решение о снятии произведения с торгов аукционного дома Великобритании до разрешения всех юридических вопросов».

Картина «Вечер в Каире» не экспонировалась с 1950 года, когда была выставлена в Третьяковской галерее. Происхождение работы указано как «Коллекция Н.И. Дедова». В 1940-х годах работа, по данным СМИ, принадлежала семье Ивана Носенко — Министра транспортного машиностроения СССР, а затем народного комиссара судостроительной промышленности СССР.

Работа была написана в 1870 году, после путешествия Айвазовского в Египет, где художник присутствовал на открытии Суэцкого канала. Несмотря на то, что художник очень много путешествовал по странам Средиземноморья, в Египте он побывал всего лишь раз, и это объясняет то, что картин с египетскими видами у него не так много.

Sotheby’s: в лидерах, несмотря на скандал и непроданного Саврасова

Сенсацией торгов Sotheby’s, принесших в общей сложности более 12 миллионов фунтов стерлингов, стала картина Зинаиды Серебряковой «Спящая девочка», превысившая верхнюю планку торгов более чем в шесть раз и ушедшая с молотка за 3,8 миллиона фунтов стерлингов.

Полотно Айвазовского «Шторм на Черном море» было продано за 341 тысячу фунтов стерлингов, что значительно превысило верхнюю планку оценочной стоимости в 180 тысяч фунтов стерлингов.

Панорамный пейзаж Николая Рериха «Перед дождем», оценивавшийся в 200-300 тысяч фунтов стерлингов, был продан также выше эстимейта — за 497 тысяч. В последний раз полотно выставлялось в 1920 году в Париже и было обнаружено совсем недавно в частной коллекции во Франции.

Поборолись покупатели и за работу Петра Кончаловского «Ивы. Пейзаж с лошадью», ранее оцененную в 100-150 тысяч фунтов стерлингов. В результате она была продана за 191 тысячу. Картина не выставлялась на общественное обозрение с 1924 года и была известна лишь по черно-белым фотографиям.

Рисунок Валентина Серова «Обнаженная», несмотря на сравнительно небольшой эстимейт в 10-15 тысяч фунтов стерлингов, сам по себе является сенсацией, отмечали представители Sotheby`s накануне торгов. И работа Серова не подвела их ожидания, уйдя с молотка выше верхней планки эстимейта — за 18,75 тысячи фунтов стерлингов. Рисунок никогда не выставлялся и является одним из самых значительных произведений Серова на бумаге. Он принадлежал Борису Бахметьеву.

В числе других топ-лотов был «Портрет Ардалиона Петровича Новосильцева» кисти Владимира Боровиковского (869 тысяч фунтов стерлингов при эстимейте в 800 тысяч — 1,2 миллиона фунтов стерлингов), также пользовались популярностью работы австрийца Франца Копаллика с пейзажами Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Однако главная картина торгов — «Волга в окрестностях Юрьевца», Алексея Саврасова, долгое время считавшаяся утраченной, покупателя не нашла.

«Это самая значительная работа Саврасова из когда-либо выставлявшихся на аукцион», — заявляла ранее представитель аукционного дома.

Предварительная оценочная стоимость картины составляла 1,4-1,8 миллиона фунтов стерлингов. Фотографии работы, считающейся одним из самых важных произведений художника, можно увидеть во многих монографиях по творчеству Саврасова, но сама она не выставлялась с 1871 года, когда вызвала большой шум на ежегодной выставке-конкурсе Московского общества ценителей искусства. Лишь в прошлом году картина была обнаружена во Франции.

Икона, подаренная будущему императору Николаю Второму на 18-летие, продана за 245 тысяч фунтов стерлингов — сумму, вдвое превышающую эстимейт, она стала самым дорогим лотом торгов произведениями декоративно-прикладного искусства. Икона-складень с изображением святого Николая Чудотворца, украшенная позолоченным серебром и эмалью, оценивалась в 100-150 тысяч фунтов стерлингов. На обратной стороне иконы работы московского мастера Хлебникова выгравирована надпись: «Его Императорскому Высочеству Царевичу (Николаю Александровичу) от Московского Купеческого Общества / Май 1886».

Еще один топ-лот — фигурка попугая из
самоцветов, которую императрица Александра Федоровна приобрела в 1914 году за 200 рублей, — покупателя не нашла. Эстимейт фигурки составлял 80-120 тысяч фунтов стерлингов.

Не был продан и столик-секретер из красного дерева (ориентировочно 1842 год), декорированный фарфором и позолоченной бронзой, с эстимейтом 150-200 тысяч фунтов стерлингов. Секретер был выполнен по заказу императорского двора придворным краснодеревщиком Петром Гамбсом и его братом Эрнстом.

Christie’s: разочарование и успех Пиросмани

Самой дорогой картиной «русских торгов» Christie’s в Лондоне стала работа известнейшего грузинского художника XX века Нико Пиросмани, несколько топ-лотов проданы не были, всего аукцион принес 5,3 миллиона фунтов стерлингов.

Прошлые летние торги Christie’s были самыми успешными в истории аукционного дома: они принесли 24 миллиона фунтов стерлингов.

Самым дорогим лотом торгов стала работа Нико Пиросмани «Арсенальская гора ночью», проданная за 962,5 тысячи фунтов стерлингов при эстимейте в 800 тысяч — 1,2 миллиона фунтов стерлингов. Картину, купил бывший премьер Грузии Бидзина Иванишвили. По данным аукционного дома, картина, скорее всего, вернется на родину художника.

В свое время картина, редкий для Пиросмани образец пейзажной живописи и одна из известнейших картин художника, принадлежала французскому поэту Луи Арагону. Известный грузинский певец Нияз Диасамидзе ранее предложил создать фонд для сбора средств с целью возвращения картины в Грузию: при этом на первом этапе за картину должно было заплатить государство, чтобы дать время фонду собрать необходимую сумму. Но в Министерстве культуры страны заявили, что у ведомства нет никакого права участвовать в аукционе в качестве частного лица и выкупать картину на бюджетные средства.

«Белый и горний» Николая Рериха, оценивавшийся в 500-700 тысяч фунтов стерлингов, продан за 542,5 тысячи фунтов стерлингов.

Однако несколько ключевых лотов торгов опять-таки проданы не были. Не нашла своего покупателя картина с самым высоким эстимейтом — работа Ивана Айвазовского «Американское судно у скалы Гибралтара», заявленная как главный лот торгов и установившая в 2007 году на целых пять лет ценовой рекорд на уровне 2,7 миллиона фунтов стерлингов. Эстимейт картины на нынешних торгах составлял 2-2,5 миллиона фунтов стерлингов.

Не нашла своего покупателя «Дружина Гэсэр-Хана» Николая Рериха, оцененная в 500-700 тысяч фунтов стерлингов и выставленная на продажу нью-йоркским музеем Рериха. Не был продан и еще один важный лот — «Букет цветов в вазе на фоне моря» Ильи Машкова, оценивавшийся в 400-600 тысяч фунтов стерлингов.

Столь неожиданные результаты торгов прокомментировал глава международного департамента русского искусства Christie`s Алексей Тизенгаузен.

«Конечно, мы были разочарованы из-за того, что некоторые топ-лоты не были проданы, в особенности потому, что они привлекли большое внимание во время предаукционного показа. Количество предложений после торгов, которые мы получили, говорит о том, что на этом рынке все еще остаются серьезные коллекционеры, однако оценка сейчас более важный фактор, чем раньше», — сказал Тизенгаузен.

«Торги показали, что в будущем мы увидим корректировку цен на рынке русской живописи в сторону более привлекательной оценки, что, безусловно, привлечет внимание опытных коллекционеров», — считает он.

Bonhams: победительница-Серебрякова

Топ-лотом торгов аукционного дома Bonhams в Лондоне, как и на торгах Sotheby`s, стала работа Зинаиды Серебряковой.

Картина «Молодой марокканец. Марракеш» 1928 года была продана за 182,5 тысячи фунтов стерлингов при эстимейте в 150-180 тысяч.

Работа Ивана Похитонова «Пейзаж с охотниками», эстимейт которой составлял 100-130 тысяч фунтов стерлингов, заняла второе место по итоговой стоимости. Она была продана за 98,5 тысячи фунтов стерлингов. Работа, в которой ярко проявляется чрезвычайное внимание художника к мельчайшим деталям, входила в коллекцию американского защитника окружающей среды, автора научных работ, посвященных проблемам экологии, Джона Майкла Кауфмана.

«В последнее время произведения Ивана Похитонова находятся в центре внимания определенной группы коллекционеров, которые собирают преимущественно работы данного художника», — заявила по поводу данной работы в преддверии торгов международный директор Bonhams, руководитель отдела русского искусства в Нью-Йорке Елена Харбик.

В рамках тенденции, наметившейся на нынешних «русских торгах», не нашлось покупателей на несколько ключевых лотов. Не была пр
одана работа Николая Рериха «Гималаи», оцененная в 250-300 тысяч фунтов стерлингов. Не нашла покупателя и работа Александры Экстер Voilier et Сoquillage с эстимейтом в 200-300 тысяч фунтов стерлингов, притом что, по мнению экспертов, данная работа относится к лучшим «морским» картинам художницы.

Не была продана картина Ильи Репина «Портрет Г.Г. Ге в образе Мефистофеля», оцененная в 150-180 тысяч фунтов стерлингов.



Популярное:

• 04.06.2015